Аудит пожарной безопасности

Аудит пожарной безопасности

Аудит пожарной безопасности (пожарный аудит) проводится в соответствии с «Временным положением  о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» МЧС России.

Аудит пожарной безопасности (пожарный аудит) является одной из форм соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности и проводится с целью выявления нарушений требований пожарной безопасности на объекте и разработки мероприятий по их устранению. 

Аудит пожарной безопасности проводится путем обследования здания и прилегающей территории на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. После проведения обследования подготавливается отчетная справка, в которой содержатся все нарушения требований пожарной безопасности и предлагаемые мероприятия по их устранению.

В случае проведения аудита пожарной безопасности, органы государственного пожарного надзора снимают с контроля (надзора) объект защиты на все время действия заключения по независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

В настоящее время, существует два, на первый взгляд, схожих термина: «независимая оценка пожарного риска» и «расчет пожарного риска».

Независимая оценка рисков (либо аудит пожарной безопасности, равнозначность терминов устанавливает ст. 144 ФЗ №123) - осуществляемая соответствующими субъектами предпринимательская деятельность по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на объектах защиты.

Законодательное обоснование аудита пожарной безопасности: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в статье 144. «Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности» следующим образом допускает оценивать пожарную безопасность объекта: Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: ... независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Таким образом, наряду с декларированием пожарной безопасности, Государственным пожарным надзором, экспертизой и т.п., является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности (статья 144 ФЗ № 123.

Расчет пожарного риска - оценка воздействия на людей поражающих факторов пожара и принятых мер по снижению частоты их возникновения и последствий, которая производится в определенных случаях.

Таким образом, независимая оценка риска (аудит пожарной безопасности)- это комплекс мероприятий по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а расчет риска - расчет, показывающий уровень воздействия на людей поражающих факторов пожара. Расчет пожарного риска рассмотрен в следующем разделе сайта.

С общегосударственных позиций, роль аудита пожарной безопасности следующая:

• регулирование взаимоотношений между государственными органами и хозяйствующими субъектами;

• создание открытой и прозрачной система контроля состояния объектов различного назначения;

• освобождение государственных надзорных органов от излишний функций.

Независимая оценка рисков является элементом системы независимой оценки рисков - совокупности участников независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется независимая оценка рисков.

Задачами Системы независимой оценки рисков являются:

• установление правил и процедур проведения независимой оценки рисков, а также контроль за их соблюдением;

• организация аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков;

• организация проведения независимой оценки рисков на объектах защиты;

• организация и проведение работ по совершенствованию методологических и правовых основ независимой оценки рисков.

 

Оценка рисков проводится в организациях вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых форм, функционирование которых представляет угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами.

 

Процесс независимой оценки рисков включает в себя:

• проверку разрешительных документов на осуществление основной деятельности объекта защиты;

• анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• анализ технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объекта защиты, представляющих потенциальную опасность;

• анализ результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты, содержащихся в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, декларации безопасности гидротехнического сооружения, паспорте безопасности опасного объекта, разделах «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» и «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» проекта строительства объекта защиты и др. При отсутствии указанных документов экспертная организация осуществляет прогнозирование чрезвычайных ситуаций на объекте защиты самостоятельно;

• проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты установленным требованиям;

• проверку документального и фактического соответствия объектов гражданской обороны, систем управления и оповещения гражданской обороны установленным требованиям;

• проверку документального и фактического соответствия систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта защиты установленным требованиям;

• проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами;

• проверку полноты и своевременности выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны и государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в т.ч. нештатных аварийно-спасательных формирований, в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны;

• проверку наличия и состояния резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

• проверку состояния защитных сооружений гражданской обороны и их готовности к приему укрываемых;

• проверку наличия, использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, средств пожаротушения;

• анализ риска чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты с учетом фактического состояния систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, сравнение полученных значений риска с предельно допустимым уровнем риска, установленным для указанного объекта;

• разработка рекомендаций по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты.

 

По результатам проведения независимой оценки рисков экспертной организацией подготавливается и направляется заказчику два экземпляра заключения о независимой оценке рисков и соответствии объекта защиты установленным требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, один из которых заказчик направляет в соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

При выявлении в ходе независимой оценки рисков отступлений от действующих норм и требований по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экспертная организация направляет соответствующую информацию в орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

Заказчик независимой оценки рисков, получивший заключение, содержащее перечень нарушений требований безопасности и предложения по устранению выявленных нарушений, в срок, не позднее трех месяцев с момента получения заключения, уведомляет экспертную организацию и соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, о принятых мерах по устранению указанных нарушений.

 

Мы делаем эту работу. Имеется соответствующие аккредитация МЧС России и аттестация экспертов.